Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 16:42

МКОУ "Крыловская СОШ"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2022 » Июнь » 16 » Факторы, которое влияют на психологическое здоровье ребенка
23:04
Факторы, которое влияют на психологическое здоровье ребенка

В данное время в мире компьютерных информационных технологий, инноваций, постоянной занятости родителей очень часто страдают дети, которым взрослые уделяют все меньше внимания. В связи с этим статистика утверждает, что здоровье большинства детей требует внимания и помощи. И не только физическое здоровье, но и психологическое.

Основываясь на существующих определениях, здоровье можно понимать как динамическое равновесие человека с окружающей природой и социальной средой, которое позволяет ему полноценно выполнять социальные функции. Психологическое здоровье как составной элемент здоровья в целом включает в себя совокупность психических характеристик, обеспечивающих это динамическое равновесие и возможность выполнения социальных функций. Следовательно, психически здоровый человек адаптирован к социуму и может успешно функционировать в нем.

Говоря о психологическом здоровье младших школьников И.Е. Алябьева выделяет внешние и внутренние факторы психологического здоровья.

Внешние факторы. В детстве психологическое здоровье все чаще и в большей степени, нежели на более ранних ступенях жизни, определяется не отдельными взаимодействиями с ребенком матери либо отца, а тем, какое место занимает он в «созвездии семьи». Факторы риска психологического здоровья со стороны семейной системы здесь заключаются не только в отсутствии тепла, должного внимания, в излишней требовательности, порой жесткости по отношению к ребенку со стороны родителей, других взрослых членов семьи. Многие специалисты  не без основания к числу факторов риска таковых относят взаимодействие в семье по типу «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей растущего малыша превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи.

Для психологического здоровья дошкольника и младшего школьника, как и для более младшего ребенка, значим состав семьи. Негативно на психологическом здоровье ребенка воздействует как отсутствие матери («материнская депривация»), так и отца, прежде всего, для мальчика («патериальная депривация»). Особое же значение в дошкольный и младший школьный, период приобретает доминирующий характер взаимоотношений в семье. Негативно действуют на психологическое здоровье конфликтные взаимоотношения между родителями, роль которых нередко недооценивается. А между тем они часто вызывают глубокий внутренний конфликт ребенка, который может привести к развитию невротических симптомов (энуреза, приступов страха, фобий), к нарушению половой идентификации. У некоторых детей на этой основе возникает боязливость, робость, склонность к покорности, депрессивному состоянию (Г. Фигдор, О. В. Хухлаева и др.).

Е.А. Панько и Е.П. Чеснокова считают, что, когда речь идет о влиянии системы семейных отношений на психологическое здоровье ребенка, то невозможно обойти вниманием братьев и сестер (сиблингов), которые занимают в ней, как правило, значимое место. И это не удивительно, поскольку они проводят вместе немало времени, порой даже больше, чем с родителями. Сиблинги много играют вместе, сотрудничая, подражая друг другу; иногда они соперничают, спорят, проявляют агрессию, ревность, но чаще – помогают друг другу, пытаются утешить, защитить от обидчика (старший – младшего).

И жизненные наблюдения, и специальные исследования свидетельствуют, что дети, живущие в одной семье, оказывают воздействие на развитие друг друга, целостное эмоционально-личностное состояние, психологическое здоровье. Последнее во многом определяется тем, каково положение ребенка в «созвездии братьев и сестер», каковы взаимоотношения сиблингов. Негативные взаимоотношения, конфликтность в данной системе оказывают отрицательное воздействие на психологическое здоровье сиблингов.

Естественно, и другие члены семьи (бабушка, дедушка, тетя, дядя и др.) могут оказывать свое влияние на развитие личности ребенка, его психологическое здоровье. Какой характер будут иметь эти воздействия – во многом зависит от сформировавшихся между взрослыми и ребенком отношений. Следует отметить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте психологическое здоровье ребенка определяется, прежде всего, всей системой отношений в семейной микросреде, тем местом, которое он занимает в системе отношений с родными и близкими.

Внутренние факторы риска психологического здоровья. Психологическое здоровье человека (и ребенка в том числе) в немалой степени обусловлено и внутренними факторами – особенностями, состояниями, качествами (личностными, эмоциональными, волевыми, индивидуально-типологическими и др.), ему присущими.

Для психологического здоровья, значимо, в частности, состояние мотивационно-потребностной сферы человека. В группе риска психологического здоровья, как правило, оказываются дети, чьи важные социальные потребности оказываются неудовлетворенными, ущемленными. А.Р. Маллер отмечает, что  развитие и удовлетворение, либо ущемление (депривация) потребностей в общении, признании сказывается на самооценке входящего в мир человека, ценности, значимости, которой он наделяет себя. Отражая степень удовлетворенности (неудовлетворенности) собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственных достижений, успеха и неудач.  Не только взрослые, но и дети с высокой самооценкой ставят перед собой более сложные цели, чувствуют себя более уверенно, активнее проявляют свои интересы, способности, нежели те, кто при прочих равных условиях отличается низкой самооценкой.

Е.В. Шамарина считает, что  значима для психологического здоровья и «Я-концепция» ребенка – относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений человека о самом себе как субъекте жизни и деятельности, на основе которой он строит свои взаимоотношения с другими, относится к себе, действует и ведет себя определенным образом.

Дети с низкой общей самооценкой, преимущественно негативной «Я-концепцией» часто неуверены в себе, у них, как правило, нет ценностного отношения к своему телу, для многих из них характерны чувства незащищенности, застенчивости, что негативно сказывается на их психологическом здоровье. К внутренним факторам риска психологического здоровья также относят высокую тревожностьэмоционально окрашенное ожидание неблагополучного исхода в разнообразных ситуациях.

Р. Мэй отмечает, что  младший школьник с повышенной тревожностью испытывает большую уничижительную установку на себя, свои силы и возможности, а его недоверие распространяется и на взаимоотношения с другими людьми: ребенок преломляет все через призму тревожности, мнительности.  Внутренним фактором риска психологического здоровья детей считаются также проявления ими депрессивных тенденций. В эмоциональной сфере депрессия проявляется как более или менее выраженное снижение настроения, предчувствие угрозы. Иногда состояния тревоги и тоски появляются внезапно на фоне хорошего настроения и также внезапно исчезают.

Взрослым важно обратить особое внимание на следующие проявления у детей, которые могут явиться признаками депрессии:

  • большую часть дня наблюдается снижение интереса или радости почти от всякой деятельности;
  • нарушение сна;
  • резкое увеличение (уменьшение) массы тела;
  • психосоматическое возбуждение или заторможенность и др.

Внутренним факторам психологического здоровья является  агрессивность. В основе этого сложного личностного образования лежит агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.).

Агрессия как форма поведения проявляется у детей уже в раннем детстве – как отражение слабой социализированности личности и отсутствия важных конструктивных коммуникативных навыков. Причем, у мальчиков она встречается чаще и выражена в большей степени, нежели у девочек. Со временем на смену агрессии приходят новые, социализированные формы поведения, и только у определенной категории детей агрессивность сохраняется и более того – продолжает развиваться, трансформируясь в устойчивое негативное восприятие и отношение к окружающим. Это снижает положительный потенциал личности, сужает возможности полноценной социализации ребенка в обществе, где агрессия осуждается.

К числу факторов риска психологического здоровья относят также невладение умениями общения, отсутствие способности адекватно выражать свои чувства, осознавать их – то, что некоторые специалисты называют «эмоциональной» неграмотностью. Фактически речь идет о невладении психологической культурой, низком ее уровне.

Однако наиболее значимым фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа. В школе ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, т. е. его навыки должны соответствовать установленным в обществе нормам чтения, письма, счета. Кроме того, впервые ребенок получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других (через оценки — баллы или картинки: «тучки», «солнышки» и т.п.). Он впервые осознает свое «невсемогущество». Следственно повышается зависимость от оценок взрослых, особенно учителей. Но особенно важно то, что впервые самосознание и самооценка ребенка получают жесткие критерии его развития: успехи в учебе и школьном поведении. Соответственно младший школьник познает себя лишь в этих направлениях и на этих же основаниях строит свою самооценку. Однако вследствие ограниченности критериев ситуации неуспеха могут привести к значительному снижению самооценки детей.

Условно можно выделить следующие этапы в процессе снижения самооценки. Сначала ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Но на этом этапе у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Далее пропадает вера, но ребенок еще хочет быть хорошим. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление, что означает стойкую депривацию притязания на признание.

Если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону — «я есть только то, что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое негативно влияет как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формирование его жизненного сценария.

Педагог-психолог Глазова М.Ф.

Просмотров: 80 | Добавил: Работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Архив записей
Корзина

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz