Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 10:46

МКОУ "Крыловская СОШ"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 120
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2023 » Март » 20 » РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ЧЕРЕЗ ИГРУ
18:39
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА ЧЕРЕЗ ИГРУ

       

   Развитие фонематического восприятия – это первая ступень к распознаванию речевых высказываний. Умение различать звуки речи на слух это основа для формирования смысла высказанного. При недостаточном речевом звукоразличии ребенок может приблизительно повторить, написать, запомнить  то, что ему сказали. Фонематический слух является основой речевого общения. Многие родители считают, что если с ребенком выучить все буквы, то он будет грамотно читать и писать. Это далеко не так. Для того, чтобы правильно написать, ребенку необходимо представить, что предложение состоит из слов, слова, в свою очередь, состоят из звуков, а звуки в слове имеют каждый свое место. Поэтому очень важно во время развивать фонематический слух.

Но как же определить - как ребенок воспринимает и различает звуки? Помогут в этом небольшие задания:

1. Предложите ребенку повторить за вами слоги: да-та-да; га-ка-ла; ба-на-па.

2. Повторить одинаковые по звучанию слова: сыр-жир, мыло - шило, лягушка-кормушка, зуб-суп, ужи – уши.

Если ребенок затрудняется при выполнении заданий, то это указывает на снижение фонематического слуха.

Работу по развитию фонематического восприятия необходимо начинать с использования неречевых звуков. Затем постепенно переходить к овладению всех звуков речи.

 Вся работа складывается из четырех этапов:   

1. Распознание неречевых звуков

2. Отличие одного звука от других звуков по тембру голоса, высоте и силе.

3. Различие и сходство одинаковых по звучанию слов.

4. Выстраивание звуковой схемы слова.

На каждом этапе подбираются определенные игры, которые не требуют определенной подготовки, скорее наоборот. Эти игры с которыми мы сталкиваемся на прогулке, в быту, на кухне. Рассмотрим некоторые из них.

1 этап – распознание неречевых звуков.

Игра: «Угадай, что слышим»

Мы все знакомы с городским шумовым фоном: стук колес уходящего поезда, звук проезжей машины, голоса людей. Изучайте вместе звуковую природу предметов и вещей, попавшихся под руку. Пусть ребенок запомнит на слух те предметы, которые вы ему показали. Задавайте ему вопросы: «Угадай, подскажи, покажи, что и как звучало, где ты слышал эти звуки?»

2 этап - отличие одного звука от других звуков по тембру голоса, высоте и силе.

На этом этапе у ребенка необходимо развивать понятие об интонации, силе и высоте голоса. Он должен сам научиться владеть всеми окрасками своего озвучания.

Игра: «Далеко - близко; тихо - громко»

Попросить ребенка внимательно прослушать как мяукает игрушечный котенок, затем самим изобразить как звучат эти звуки «тихо» и как звучат «громко», далеко» и «близко». А затем все это он должен повторить сам. Можно разыграть эту игру с мультимедийными героями, меняя при этом интонацию и тембр голоса.

3 этап - различие и сходство одинаковых по звучанию слов

Этот этап особенно важен тем, что он развивает у детей интерес к звучащему слову, готовит их к развитию творческих способностей. Дети слушают звучание каждого слова и при этом сочиняют свои собственные слова. На этом этапе проводится работа с мыслительной стороны звучания слова.

Игра: « Не путай»

Взрослый показывает ребенку любую картинку с изображением предмета   (например – телефон). Затем обьясняет: «Я буду называть слова, а ты слушай внимательно и при правильном названии слова хлопни в ладоши».

 « Теледром, телегром, телевизор, телефон…..).

4 этап - выстраивание звуковой схемы слова

Выделение звука на фоне слова – это этап подготовки фонематического восприятия при анализе и синтезе как простой, так и сложной схемы слова. Определение места звука (начало, середина, конец) в слове – это сложный состав, которые усваиваются в процессе обучения логопедом. А вот навыки элементарного анализа звуковой схемы слова можно развить по первому ударному гласному звуку с помощью игры.

Игра: « Мой любимый круглый мяч»

Взрослый кидает ребенку мяч, а тот должен услышать заданный звук в начале слова и поймать его. Если заданного звука нет, то руки необходимо убрать за спину. «Какой ты слышишь первый звук в слове Ася, Утка Облако?...»

После того как ваш ребенок научился четко выполнять этим задания, можно переходить к сложным формам звукового анализа (начало, середина, конец), определение последовательности звуков в слове и их количества.

       Следуя в такой последовательности развития фонематического восприятия, вашим детям намного легче будет обучаться в школе. Мы играли. А в игре и трудное становится простым, доступным. Верьте в своих детей! Помогите им освоить этот сложный мир звуков!

                           Желаю Вам успехов!

                       Учитель-логопед: Соколова С.И.

Просмотров: 63 | Добавил: Работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Архив записей
Корзина

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz